05.03.2012 | Служба новостей Росфирм

Реформа РЖД. Продолжение следует.

В сфере железнодорожных грузоперевозок одна из главных тем для обсуждения – проект положения «Об основах правого регулирования деятельности операторов…», если быть точнее – то один из его основных пунктов: минимальное количество вагонов собственности для операторов РЖД. Проект данного положения следовало ожидать. Публикации проекта предшествовало вступление в силу постановление Правительства «О порядке привлечения РЖД подвижного состава…», основная мысль которого заключается в том, что РЖД, как арендатор, принимает во временное пользование подвижной состав у операторов, выплачивая им стоимость аренды. Как РЖД осуществит это на практике? Вероятно, предложит владельцем подвижного состава ставку арендной платы, привлекательную в инвестиционном отношении.

Необходимость принятие радикальных мер для урегулирования проблем, связанных с железнодорожными перевозками появилась давно. Возникновение большого количества операторов РЖД вызвало серьезный дисбаланс в системе управления. Резко возросли перегоны порожнего подвижного состава, а так же скопления порожняка на станциях формирования. Увеличилось время простоя вагонов под грузовыми операциями. Снизилась доступность транспортных услуг. Реформаторы предполагали, что большое количество операторов будет способствовать повышению внутриотраслевой конкуренции, и станет стимулом к повышению качества предоставляемых услуг и снижению цен. Все произошло с точностью до-наоборот. Избирательность операторов разделила направления грузоперевозок и клиентов РЖД на две категории: выгодные и невыгодные. В категорию невыгодных направлений попали тупиковые. В категорию невыгодных клиентов попали расположенные в невыгодных направлениях. А так же мелкие грузоотправители, которые в совокупности формируют значительные объемы железнодорожных отправок, и расплачиваются с системой по двойным ставкам некогда незыблемого прейскуранта 10-01. Отлаженная как швейцарские часы советская система МПС реформирована, как мы уже говорили, с целью привлечения инвестиций в отрасль. Да, вагонов стало больше. Но инфраструктуре ничего не перепало. Из восьмидесяти шести тысяч километров железнодорожных путей общего пользования, в советскую эпоху отстроено восемьдесят три тысячи километров (до 1980 г). В новейшую историю добавилось не много. По сути, реформа РЖД повлекла за собой диспропорцию «подвижной состав – инфраструктура». Отсюда и снижение управляемости в отрасли.

Поэтому, шаг назад, к повышению уровня централизации путем установки минимума в одну тысячу вагонов в собственности для операторов РЖД, явился вполне логичным. С точки зрения грузоотправителя, оно и к лучшему. И плюсом пока еще виртуальная возможность платить за грузоперевозки в рамках тарифного коридора, о котором говорят, но которого пока еще никто не видел.

Urfotrans.ru