05.03.2012 | Служба новостей Росфирм
Реформа РЖД. Продолжение следует.
В сфере железнодорожных грузоперевозок одна из главных тем для обсуждения – проект положения «Об основах правого регулирования деятельности операторов…», если быть точнее – то один из его основных пунктов: минимальное количество вагонов собственности для операторов РЖД. Проект данного положения следовало ожидать. Публикации проекта предшествовало вступление в силу постановление Правительства «О порядке привлечения РЖД подвижного состава…», основная мысль которого заключается в том, что РЖД, как арендатор, принимает во временное пользование подвижной состав у операторов, выплачивая им стоимость аренды. Как РЖД осуществит это на практике? Вероятно, предложит владельцем подвижного состава ставку арендной платы, привлекательную в инвестиционном отношении.
Необходимость принятие радикальных мер для урегулирования проблем, связанных с железнодорожными перевозками появилась давно. Возникновение большого количества операторов РЖД вызвало серьезный дисбаланс в системе управления. Резко возросли перегоны порожнего подвижного состава, а так же скопления порожняка на станциях формирования. Увеличилось время простоя вагонов под грузовыми операциями. Снизилась доступность транспортных услуг. Реформаторы предполагали, что большое количество операторов будет способствовать повышению внутриотраслевой конкуренции, и станет стимулом к повышению качества предоставляемых услуг и снижению цен. Все произошло с точностью до-наоборот. Избирательность операторов разделила направления грузоперевозок и клиентов РЖД на две категории: выгодные и невыгодные. В категорию невыгодных направлений попали тупиковые. В категорию невыгодных клиентов попали расположенные в невыгодных направлениях. А так же мелкие грузоотправители, которые в совокупности формируют значительные объемы железнодорожных отправок, и расплачиваются с системой по двойным ставкам некогда незыблемого прейскуранта 10-01. Отлаженная как швейцарские часы советская система МПС реформирована, как мы уже говорили, с целью привлечения инвестиций в отрасль. Да, вагонов стало больше. Но инфраструктуре ничего не перепало. Из восьмидесяти шести тысяч километров железнодорожных путей общего пользования, в советскую эпоху отстроено восемьдесят три тысячи километров (до 1980 г). В новейшую историю добавилось не много. По сути, реформа РЖД повлекла за собой диспропорцию «подвижной состав – инфраструктура». Отсюда и снижение управляемости в отрасли.
Поэтому, шаг назад, к повышению уровня централизации путем установки минимума в одну тысячу вагонов в собственности для операторов РЖД, явился вполне логичным. С точки зрения грузоотправителя, оно и к лучшему. И плюсом пока еще виртуальная возможность платить за грузоперевозки в рамках тарифного коридора, о котором говорят, но которого пока еще никто не видел.
Другие статьи по теме
15.07.16 На железных дорогах системы видеонаблюдения становятся все популярнее
28.01.13 Автоперевозки по железной дороге
10.06.10 Сбыт товаров или нахождение клиентов - идеи из мира Саентологии
►Все статьи по теме