16.02.2012 | Служба новостей Росфирм

Отечественное машиностроение

Если в семидесятых годах машиностроение Советского Союза было бурно развивающейся отраслью, то сегодня Россия этим похвастаться не может. Ситуация, в которой оказалась наша страна в последние два десятилетия, не позволяет развиваться этой отрасли, так же, как и раньше. Провал девяностых наложил свой отпечаток и на него. Если ранее мы отставали от развитых стран Запада по очень многим позициям, то сегодня почти по всем.

Поднять с колен отечественное машиностроение без участия государства не получится. Поэтому счастливое исключение из общего правила составляют те предприятия, которые составляют военно-промышленный комплекс России. Если ещё десять лет назад машиностроительные предприятия ВПК могли производить разве что металлические двери, то сегодня наконец-то пошли крупные заказы от иностранных и отечественных покупателей вооружений.

Проблемы современного российского машиностроения коренятся в том, что государство перестало уделять этой отрасли должное внимание, а отечественный и иностранный бизнес не проявляют заинтересованности в развитии таких его отраслей, как точное и среднее машиностроение. Поскольку в этих областях производства рыночная ниша уже занята и утвердиться со своей продукцией российские предприятия даже на отечественном рынке не смогут.

Даже ракетно-космическая отрасль сегодня уже не в состоянии развиваться без кооперации с зарубежными партнёрами, что не всегда идёт ей на пользу. Показателен пример последних запусков российских космических аппаратов, которые оказались неудачными. Причиной неудач послужили контрафактные китайские детали. Представить себе нечто подобное во времена СССР, было невозможно. Золотым правилом советской космонавтики было использование для космических аппаратов только тех узлов и механизмов, которые производились в СССР. В те времена ситуация была ничуть не проще чем сегодня, однако именно потому, что данное правило соблюдалось неукоснительно, наша страна стала ведущей космической державой на планете.

Машиностроение не та отрасль, вложения в которую могут дать быструю отдачу, поэтому надеяться на то, что бизнес будет в него вкладываться не стоит. Если для развития отечественного машиностроения не найдется амбициозной задачи, такой же, как в пятидесятые, шестидесятые годы космос, оно продолжит деградировать. Правда при этом, вполне возможно на предприятиях, которые сегодня пока ещё продолжают производить ракеты, научатся делать элитные стальные двери и может быть даже, заполонят ими отечественный рынок, а бог даст, выйдут и на рынок международный, не зря же Россия наконец-то вступила в ВТО.

Тем не менее, всё же необходимо отметить тот факт, что российское машиностроение выжило в девяностые годы, когда государство вообще самоустранилось от проблем машиностроения. Это значит, что отечественные заводы научились работать и без государственной поддержки.